Чёрные точки на покрытии из цинкатного электролита
Вопрос.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, пути решения проблемы.
Проводится щелочное цинкование крупных корпусных деталей на подвесках. Состав электролита: оксид цинка - 6-14 г/л; гидроксид натрия - 90-130 г/л; трилон Б; блескообразователь «Цинкамин-02» (производства «Химсинтез»); очиститель ДС-3. Отношение оксида цинка к гидроксиду натрия = 1/10. Аноды цинковые в полипропиленовых чехлах. После цинкования - радужная пассивация. На наружной поверхности деталей наблюдаются черные точки диаметром от 1 до 6 мм (не на каждой детали и в разных местах), причём появляются они до пассивации. Коррозионные испытания по ГОСТ 9.308, метод 1, детали выдерживают - коррозии вокруг чёрных точек не наблюдается. Можно предположить, что эти точки возникают спустя какое-то время после начала электролиза (как-то внедряются в цинковый слой). Толщина покрытия под чёрными точками - около 7 мкм, средняя толщина "здорового" покрытия - около 9 мкм (1 мкм в среднем идёт на пассивную плёнку). Анализ ванны отклонений не выявил. Проработка электролита, очистка углём, - ничего не помогает. Температура в ванне соответствует техпроцессу, однако питающая шина нагревается выше нормы. Возможно, дело не в химии, а в физике процесса?
Заранее благодарен за советы и рекомендации.
С уважением,
Денис Платов, инженер-технолог.
Ответ.
Здравствуйте, Денис.
По поводу черных точек. Вы указываете, что точки появляются не на всех деталях и в разных частях поверхности. Спонтанное появление черных точек не позволяет объяснить это законами электрохимии, как, например, если бы дефект покрытия проявлялся в углублениях детали или на выступающих частях, в верхней части подвески или в нижней. Можно предположить, что это следствие некачественной подготовки поверхности. Возможно также попадание на покрытие брызг, такое иногда бывает, если недалеко есть операция обдувки деталей сжатым воздухом.
Что касается самого электролита, то у меня есть несколько замечаний, с которыми «Химсинтез», возможно, не согласится.
1. Мне не понятно, для чего в электролит добавляется Трилон-Б. В малых количествах он вреда не наносит, но его присутствие в заметных количествах может преобразовать электролит в цинкатно-трилонатный. Если это для очистки электролита, то тогда зачем еще очиститель ДС-3? Вы также чистите электроилит активным углем. Три вида очистки для одного электролита это перебор. Цинкатные электролиты не очень склонны к загрязнению. Во всяком случае, прежде чем делать какую-либо очистку, убедитесь в ее необходимости на малом объеме электролита в ячейке Хулла. Не следует загрязнять электролит веществами, предназначенными для его же очистки.
2. Аноды.
Анодные мешки не рекомендуются применять в цинкатных электролитах из-за пассивации анодов при ограниченной циркуляции электролита в прианодном пространстве. Это приводить к повышенному напряжению на ванне и излишнему выделению тепла. Возможно, и шина греется по этой же причине. Попробуйте поработать без анодных мешков, а со шламом бороться путем непрерывно-периодической фильтрации электролита.
Желаю успехов и сообщите нам, если сможете, результаты своих усилий.
01.03.2011