Российское общество гальванотехников
и специалистов в области обработки поверхности

Гальванотехника и обработка поверхности №3-4 за 2023
Содержание
журналов:

Подписка >>
Выпуск № 3-4 за 2023 год
* * *Компания Evess® — Российский производитель современного гальванического и инженерно-экологического оборудования

перейти в каталог...
Каталог производителей и продукции для гальваники
Материалы и химикаты
для гальванопокрытий
» цинкование » хромирование » меднение » никелирование » оловянирование » кадмирование » драгметаллами » для электроники
Конверсионные пк
» оксидирование » фосфатирование » хроматирование » хромитирование Анодирование
Нанесение покрытий на:
» титан и его сплавы » алюминий и его сплавы » ЦАМ » магний и его сплавы » нержавейку Гальванопластика Нанесение покрытий на
изделия заказчика
Оборудование и приборы
» гальванические линии » ванны из пластика » вентиляция » фильтры, насосы, ТЭНы » выпрямители » измерительные приборы » ячейки Хулла Проектирование и реконструкция
гальванических производств
Решение экологических проблем Автоматизация процессов
Покрытия сплавами
» на основе меди » на основе никеля » на основе олова » на основе цинка
Хим. покрытия
» золотые » медные » никелевые Подготовка поверхности Аноды

Вопросы – Ответы

Пористость при цинковании ЦАМ

Вопрос.

Здравствуйте! Я работаю технологом гальванического участка. При цинковании деталей из сплава ЦАМ, столкнулась с такой проблемой.

При первоночальной приемке деталей визуально не выявлено никаких причин дефекта по покрытию. После того как детали постоят некоторое время, на покрытии появляются вздутия в виде пузырей и в конечном итоге шелушение. Детали проходят как химическую (ХО, травление, ЭХО), так и механическую подготовку поверхности (крацевание). При большей толщине покрытия появляются пузыри, при меньшей – мелкие поры. Детали из сплава ЦАМ льют на нашем же предприятии, только другой цех. Ранее деталь не изготавливали, проходим этап освоения производства. По такому же типу покрываем другие детали из сплава ЦАМ, но проблемы только с этой деталью. Отличие в том, что те детали, которые получаются мельче по размерам, галтуются перед покрытием и цинкуются в барабанах. Детали, которые новые, по размеру крупнее, конфигурация их сложнее и они покрываются на подвесках. (Sдет. = 4,3 дм2; плотность тока 1,0 А/дм2, количество на подвеске от 6-13 пробовали разное.

Может, происходит наводороживание? Или при литье детали что-то не так?

 

Ответ.

Уважаемая Елена Николаевна!

Вы уже имеете опыт бездефектного цинкования деталей из ЦАМ небольших размеров в барабанах. Отсюда делаю вывод, что причина дефектов - пузыри и вздутия - лежит в качестве литья. По-видимому, "литейнай корочка", образующаяся на поверхности при литье, недостаточно плотная, пористая или вы ее нарушаете в процессе подготовки поверхности. Надо очень бережно относиться к поверхности литых деталей. Проведите ревизию всей цепочки, начиная от режимов литья и последующей обработки. Проблема, полагаю, не в самой гальванике. Это извечная проблема (кто виноват?) на границе между «литейщиками» и «покрытчиками» деталей из ЦАМ, нужно искать проблему совместно в тесном сотрудничестве, искать консенсус.

Желаю успехов!

В.В. Окулов

 

Дополнение к ответу.

Обычно крупные литые детали бывают более пористые в результате большей усадки металла при кристаллизации.

При изучении этой проблемы, мы пришли к выводу, что причинами образования пузырей является не только пористость отливок, но и чрезмерно высокая концентрация силиката натрия в обезжиривающем растворе. Для обезжиривания алюминиевых и цинковых сплавов концентрацию силиката натрия нежелательно делать выше 10-15 г/л.

Дело в том, что плёнка силиката натрия плохо смывается и этим препятствует сцеплению покрытия с основой.

При использовании силиката натрия нужно очень тщательно отмывать детали после обезжиривания, так как в кислых растворах активации на поверхности образуется нерастворимая трудноудаляемая кремниевая кислота. Особенно опасно вводить силикат натрия в кислые обезжиривающе-травящие растворы.

Это, конечно, только одна из версий, но она согласуется с тем, что в барабанах проблемы нет.

Может быть, благодаря интенсивному перемешиванию в барабанах отмывка лучше?

 

Вероятность версии, что литые детали механически обрабатывают, литейная корочка удаляется и открывается более пористая основа, очень велика.

При обработке в барабанах на поверхности мелких деталей пор меньше, кроме того, поры загалтовываются, а на подвесках этого не происходит. Электролит попадает в поры, и после нанесения покрытия идёт коррозия с выделением водорода.

Нужно посмотреть на каких участках образуются поры. На обработанных или на необработанных (если, конечно, обработка имеет место).

 

А вообще-то, судя по содержанию вопроса, дело скорее в пористости отливок, так как пузыри образуются после хранения. Это значит, что в поры попадает электролит.

При малой толщине покрытия водород выходит через поры цинкового покрытия, (возможно, делая их большими по размеру или чуть вспучивая прорывает только что заросшую пору).

При большой толщине цинковое покрытие беспористое и выхода для водорода нет. В этом случае образуются большие пузыри. Отрыву цинкового покрытия, опять таки, может способствовать наличие на поверхности кремниевой кислоты, которая существенно ухудшает сцепление.

На некоторых заводах с целью очистки поверхности и закрытия пор литые детали подвергают пескоструйной обработке. Такая процедура значительно снижает вероятность образования пузырей, но и здесь есть опасность того, что некоторые частички песка могут застревать в поверхностном слое и способствовать пористости покрытия.

В.И. Мамаев

19.03.2014

 

Экономичные реагенты для цинкования, никелирования, меднения, хромирования, кадмирования, фосфатирования. Красители для алюминия в широком ассортименте. Доставка по России. Гальванические линии: настройка, запуск процессов. Технологическое сопровождение. База химической продукции «Югреактив».
Курсы повышения квалификации
в 2024 году
«Вопросы – ответы»
Приборы для определения толщины гальванических покрытий
Анодирование в хромовой кислоте
Никелевый заусенец на латуни
Избыток натрия в электролите и защелачивание прикатодного слоя при никелировании
Тёмно-серые полосы при никелировании
Расслоение пластин анода НПА-1
ООО «Навиком» представляет выпрямители «Пульсар СМАРТ»
Рекомендуемые книги по гальванике и гальванотехнике
Оксидирование алюминия и его сплавов. Скопинцев В.Д. (2015)
Никелирование. Мамаев В.И., Кудрявцев В.Н. (2014)
Сборник практических материалов для работников гальванических цехов (2012)
Цинкование. Техника и технология. Окулов В.В. (2008)
Фосфатирование. Григорян Н.С., Акимова Е.Ф., Ваграмян Т.А. (2008)
Электролитическое хромирование. Солодкова Л.Н., Кудрявцев В.Н. (2007)
Промывные операции в гальваническом производстве. Виноградов С.С. (2007)
Организация гальванического производства. Оборудование, расчёт производства, нормирование. Виноградов С.С. Изд. 2-е, под редакцией проф. В.Н. Кудрявцева (2005)
Экологически безопасное гальваническое производство. Виноградов С.С. Изд. 2-е, под ред. проф. В.Н. Кудрявцева (2002)
Тезисы докладов конференции «Покрытия и обработка поверхности» – 2015, 2014, 2013
Книги по гальванике (скачать)

Rambler's Top100

© Российское общество гальванотехников – www.galvanicrus.ru, 2007—2023. Контакты.