Пористость при цинковании ЦАМ
Вопрос.
Здравствуйте! Я работаю технологом гальванического участка. При цинковании деталей из сплава ЦАМ, столкнулась с такой проблемой.
При первоночальной приемке деталей визуально не выявлено никаких причин дефекта по покрытию. После того как детали постоят некоторое время, на покрытии появляются вздутия в виде пузырей и в конечном итоге шелушение. Детали проходят как химическую (ХО, травление, ЭХО), так и механическую подготовку поверхности (крацевание). При большей толщине покрытия появляются пузыри, при меньшей – мелкие поры. Детали из сплава ЦАМ льют на нашем же предприятии, только другой цех. Ранее деталь не изготавливали, проходим этап освоения производства. По такому же типу покрываем другие детали из сплава ЦАМ, но проблемы только с этой деталью. Отличие в том, что те детали, которые получаются мельче по размерам, галтуются перед покрытием и цинкуются в барабанах. Детали, которые новые, по размеру крупнее, конфигурация их сложнее и они покрываются на подвесках. (Sдет. = 4,3 дм2; плотность тока 1,0 А/дм2, количество на подвеске от 6-13 пробовали разное.
Может, происходит наводороживание? Или при литье детали что-то не так?
Ответ.
Уважаемая Елена Николаевна!
Вы уже имеете опыт бездефектного цинкования деталей из ЦАМ небольших размеров в барабанах. Отсюда делаю вывод, что причина дефектов - пузыри и вздутия - лежит в качестве литья. По-видимому, "литейнай корочка", образующаяся на поверхности при литье, недостаточно плотная, пористая или вы ее нарушаете в процессе подготовки поверхности. Надо очень бережно относиться к поверхности литых деталей. Проведите ревизию всей цепочки, начиная от режимов литья и последующей обработки. Проблема, полагаю, не в самой гальванике. Это извечная проблема (кто виноват?) на границе между «литейщиками» и «покрытчиками» деталей из ЦАМ, нужно искать проблему совместно в тесном сотрудничестве, искать консенсус.
Желаю успехов!
Дополнение к ответу.
Обычно крупные литые детали бывают более пористые в результате большей усадки металла при кристаллизации.
При изучении этой проблемы, мы пришли к выводу, что причинами образования пузырей является не только пористость отливок, но и чрезмерно высокая концентрация силиката натрия в обезжиривающем растворе. Для обезжиривания алюминиевых и цинковых сплавов концентрацию силиката натрия нежелательно делать выше 10-15 г/л.
Дело в том, что плёнка силиката натрия плохо смывается и этим препятствует сцеплению покрытия с основой.
При использовании силиката натрия нужно очень тщательно отмывать детали после обезжиривания, так как в кислых растворах активации на поверхности образуется нерастворимая трудноудаляемая кремниевая кислота. Особенно опасно вводить силикат натрия в кислые обезжиривающе-травящие растворы.
Это, конечно, только одна из версий, но она согласуется с тем, что в барабанах проблемы нет.
Может быть, благодаря интенсивному перемешиванию в барабанах отмывка лучше?
Вероятность версии, что литые детали механически обрабатывают, литейная корочка удаляется и открывается более пористая основа, очень велика.
При обработке в барабанах на поверхности мелких деталей пор меньше, кроме того, поры загалтовываются, а на подвесках этого не происходит. Электролит попадает в поры, и после нанесения покрытия идёт коррозия с выделением водорода.
Нужно посмотреть на каких участках образуются поры. На обработанных или на необработанных (если, конечно, обработка имеет место).
А вообще-то, судя по содержанию вопроса, дело скорее в пористости отливок, так как пузыри образуются после хранения. Это значит, что в поры попадает электролит.
При малой толщине покрытия водород выходит через поры цинкового покрытия, (возможно, делая их большими по размеру или чуть вспучивая прорывает только что заросшую пору).
При большой толщине цинковое покрытие беспористое и выхода для водорода нет. В этом случае образуются большие пузыри. Отрыву цинкового покрытия, опять таки, может способствовать наличие на поверхности кремниевой кислоты, которая существенно ухудшает сцепление.
На некоторых заводах с целью очистки поверхности и закрытия пор литые детали подвергают пескоструйной обработке. Такая процедура значительно снижает вероятность образования пузырей, но и здесь есть опасность того, что некоторые частички песка могут застревать в поверхностном слое и способствовать пористости покрытия.
19.03.2014