Создатели Отечественной Гальванотехники
ПЕТРОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
1921–1990
Доктор химических наук, профессор
Ю.Н.Петров родился 24 июня 1921 года в г. Чапаевске (Лбищенское) Западно-Казахстанской области. В 1922 году вместе с родителями переехал в Уральск, где в 1928 г. поступает, а в 1938 г. заканчивает с отличием школу №1. В сентябре 1938 г. он поступает учиться в Московское Высшее техническое училище им. Н.А. Баумана на бронетанковый факультет, который заканчивает в июне 1944 г., и направляется на работу в Ленинград на завод «Большевик», где работает мастером участка, а затем помощником начальника цеха по подготовке производства.
В сентябре 1949 г. Ю.Н.Петров поступает в аспирантуру Ленинградского института механизации и электрификации сельского хозяйства по кафедре "Ремонт машин". Теме его кандидатской диссертации была связана с восстановлением деталей машин электролитическим железнением. Этому направлению он, несмотря на широту интересующих его проблем, уделял в дальнейшем своё основное внимание.
После защиты кандидатской диссертация Юрий Николаевич направляется в Таджик-ский сельхозинститут на должность заведующего кафедрой «Тракторы и автомобили». Здесь он подготовил четырех кандидатов наук и свою докторскую диссертацию на тему «Исследование влияния условий электролиза на механические свойства железных покрытий применительно к ремонту деталей машин», которую защищает марте 1959 г. в Мо-сковском институте цветных металлов.
В августе 1959 г., когда Ю.Н.Петров избирается по конкурсу заведующим кафед-рой «Ремонт машин» Кишиневского сельскохозяйственного института и начинается новый плодотворный период его творческой жизни как ученого и педагога, отдавшего все силы для процветания науки и ремонтного производства Молдавии, подготовки многотысячного коллектива инженеров-механиков.
В этот период Ю.Н.Петров разворачивает широкие работы по электрохимической размерной обработке и восстановлению деталей машин электролитическими покрытиями (хромированием, железнением, никелированием, композитами на их основе), полимерами, сваркой и наплавкой, а также по созданию теоретических основ прогрессивных технологий. Он привлекает к исследованиям большую группу молодых инженеров и будущих ученых, костяк молдавской научной школы ремонтников, электрохимиков, гальваников, металловедов, триботехников.
В эти годы под его руководством и при непосредственном участии получили развитие новые направления технологии износостойких покрытий. Им разработаны принципиально новые способы восстановления изношенных деталей машин железнением и хромированием в стационарных я нестационарных условиях электролиза (проточное осаждение, использование ультразвукового и электромагнитных полей, различных форм и параметров периодического тока), разработано множество технологических процессов восстановления более 90 наименований автотракторных и сельскохозяйственных деталей железнением и хромированием (стальные и чугунные коленчатые валы, шатуны различных типов, шкворни, толкатели, клапаны, валики водяных насосов, крестовины дифференциалов, цилиндры двигателей, детали дизельной топливной аппаратуры, гидросистем сельхозтехники и другие), технологических линий восстановления деталей машин. Ю.Н.Петров самым активным образом участвовал во внедрении таких технологических линий на ряде производственных объединений СССР. Им разработаны теоретические основы электролитического осаждения железа и обоснована рациональная область использования износостойких электролитических покрытий в ремонтном производстве.
Другим направлением исследований и разработок Ю.Н. Петрова в области электротехнологии была электрохимическая размерная обработка деталей машин и оборудования, которая получила большое развитие в работах, выполненных в Институте прикладной физики АН РМ. Достаточно остановиться на монографиях «Электродные процессы переноса при электрохимической размерной обработке металлов» (Кишинев, «Штиинца», 1983), «Электрохимическая обработка изделий из титановых сплавов» (Кишинёв, «Штииица», 1988) и «Формообразование при электрохимической размерной обработке металлов» (Кишинёв, «Штииица», 1990) ,чтобы оценить несомненный вклад в развитие этой науки.
Всего же Ю.Н. Петровым опубликовано около 400 научных работ, в том числе 16 монографий, получено 60 авторских свидетельств и патентов. Под его общей редакцией был издан базовый учебник «Основы ремонта машин» (Москва, «Колос», 1972).
Ю.Н. Петров, будучи блестящим педагогом и лектором, отлично знающим своё дело, умел доходчиво донести до каждого студента читаемые им курсы. Им были созданы на кафедре «Ремонт машин» образцово оснащенные новейшим оборудованием и аппаратурой лаборатории, а организованная в 1970 году Отраслевая научно-исследовательская лаборатория по изысканию и внедрению в ремонтное производство прогрессивных технологий восстановления изношенных деталей стала головной в СССР. Под его руководством защитили докторские и кандидатские диссертации более 110 человек, а тысячи - стали инженерами-механиками. Только один эти цифры позволяют говорить о титанической работе, которую вёл Юрий Николаевич на протяжении всей своей жизни, но, особенно, в последние тридцать лет в Молдавии.
Многолетняя научно-педагогическая деятельность Юрия Николаевича Петрова получила высокое признание научной общественности. Его избирают членом-корреспондентом (1961 г.), а затем академиком (1970 г.) АН Молдавской ССР. Он являлся членом ряда научных советов АН СССР и МССР, членом редколлегий ряда журналов. Награжден орденом «Знак почета» и медалями. Скончался Ю.Н. Петров 3 июня 1990 г. и похоронен в г. Кишиневе.