Создатели Отечественной Гальванотехники
Заметки об истории гальванотехники в России
в XIX веке
К 205-летию со дня рождения основателя гальванопластики и гальванотехники академика Б.С. Якоби
Приведены сведения об открытии гальванопластики, об известных и выдающихся деятелях Российской Империи, внесших весомый вклад в развитие гальванопластики и электроосаждения металлов в России в середине XIX века.
Начало гальванопластики (электроосаждения металлов) в России, впрочем, как и во всем мире связано с именем Б.С.Якоби (1801-1874 гг.). Якоби родился в Германии – здесь его звали Мориц Герман. В 1835 году он переехал в Россию, г. Дерпт (ныне Тарту), где получил звание экстраординарного профессора гражданской архитектуры Дерптского Университета. Из Дерпта в 1838 г. он переехал в Петербург, принял русское гражданство и женился на русской женщине – Анне Кохановской. Здесь же он сменил немецкое имя Мориц Герман на русское Борис Семенович.
Еще в 1836 г., будучи профессором гражданской архитектуры Дерптского университета, Якоби Б.С. разработал оригинальную конструкцию медно-цинкового гальванического элемента. Элемент включал медный цилиндр (катод) с раствором медного купороса и цинк (анод), опущенный в раствор хлористого натрия или аммония, причем растворы были разделены полупроницаемой перегородкой в виде бычьего пузыря. При действии такого элемента цинк переходил в раствор, образуя соответствующие соли, а медь выделялась в металлическом состоянии (восстанавливалась на катоде) в виде плотных листов медного осадка, которые легко отделялись от цилиндра (катода). Первоначально он подумал, «что это происходит потому, что медь, из которой был слелан цилиндр, была, быть может, плохо сплющена, или, что служитель, не имея достаточно толстых листов меди, сдвоил их». «Движимый первым побуждением, - пишет Б.С.Якоби, - я призвал служителя и велел ему сказать мне правду, упрекая в том, что он мне плохо служит. Его горячий протест навел меня на мысль – решить вопрос о происхождении этих кусочков, сравнивая их внутреннюю поверхность с внешней поверхностью цилиндра. Начав это исследование, я тотчас же уведел несколько почти микроскопических царапин напильника на обеих поверхностях, точно соответствующих друг другу: вогнутые на поверхности цилиндра и рельефные на поверхности отдельного листка. Гальванопластика, - заключает Якоби, - явилась сделствием этого тщательного исследования». 3 февраля 1837 года Якоби написал известному физику академику Э.Ленцу, что им замечено отложение меди при пропускании электрического тока.
4 октября 1838 года Б.С.Якоби официально сообщил о своем изобретении в письме к (непременному) секретарю Санкт-Петербургской Академии наук П.Н.Фуссу. На следующий день об изобретении было доложено на заседании Академии наук. К письму была приложена гальванопластическая копия гравировальной доски, на которой был изображен двуглавый орел. Под орлом помещалась надпись, составленная женой ученого: «Великое великим парит и осеняет».
Следует особо отметить содержащееся в письме Б.С.Якоби описание приложенных образцов, один из которых оказался «неудачным».
Вот что мы читаем: «Результат оказался, как можно было ожидать, благоприятным в отношении резкости и точности воспроизведенных линий, но неблагоприятным в том отношении, что не удалось в целости отделить нарощенный осадок от гравировальной медной пластинки. Можно было получить отдельные обломки, причем портилась и гравировальная медная пластина. Такую испорченную медную пластинку я позволил себе тоже приложить, т.к. весьма возможно, что подобная пластинка, пожалуй, представит еще более научного интереса, чем другая, вполне удавшаяся и вделанная в красивую рамку, художественная пластинка. У первой именно нарощенный осадок так плотно соединился с оригинальной медной пластинкою, что невозможно разъединить их, и они, оказываются в такой полной связи, какая могла бы иметь место только при сплавке».
Это замечательное наблюдение Якоби о возможности получения осадков прочно сцепленных с основой имеет исключительное значение, т.к. оно открыло возможности для развития гальваностегии. Как это видно из цитированной выдержки письма Якоби, особое значение при описании своего открытия он придавал тому металлическому осадку, который плотно держался на катодной пластине.
В «Санкт-Петербургских ведомостях» 24 декабря 1838 г. впервые было напечатано краткое сообщение об изобретении Якоби, оно было переведено на немецкий язык и 29 декабря 1838 г. опубликовано в «Санкт-Петербургской немецкой газете». Выдержки из этих газет были помещены в некоторых английских, французских и немецких газетах. В частности. 4 мая 1839 г. работы Якоби были опубликованы в английском журнале «The Athenanem».
25 октября 1839 г. Якоби представил на заседании Академии наук выполненную им гальванопластическим способом копию барельефа «Великомученица Екатерина» итальянского скульптора Бернини. Копия вызвала «величайшее восхищение всех членов Академии», ее совершенство окончательно убедило Академию в художественной ценности нового метода. В конце 1839 г. в библиотеке Пулковской абсерватории Б.Якоби устроил выставку гальванопластических изделий и установок для их производства.
Якоби просил Мануфактурный совет России выдать ему исключительную привилегию на изобретение гальванопластики сроком на 10 лет. Однако ему рекомендовали опубликовать описание изобретения «чтобы всякий желающий мог им воспользоваться» и выдали вознаграждение 25 тыс. руб. серебром «за оказанные наукам, художествам и вообще художественной промышленности услуги». Якоби выполнил эту рекомендацию и его книга «Гальванопластика или способ по данным образцам производить медные изделия из медных растворов помощью гальванизма» вышла в свет уже в 1840 г. Она пользовалась исключительным успехом. В том же году в Петербурге было выпущено издание на немецком языке, а в следующем году книгу перевели и опубликовали в Англии. Руководство Б.С.Якоби на многие годы стало настольной книгой для всех, занимавшихся гальванопластикой и электроосаждением металлов.
Известный немецкий естествоиспытатель А.Гумбольдт в своем письме к Якоби (от 13 марта 1840 г.) восхищался открытой им гальванопластикой, познанием и талантом Якоби как изобретателя. Он писал, что остроумное открытие Якоби «будет играть большую роль в развитии промышленности».
О книге Якоби Гумбольдт пишет, что «книга отличается величайшей ясностью и благородной простотой изложения. Круг практического использования…прекрасного и остроумного изобретения расширяется до чрезвычайности. Даже те, кто вначале сомневался в его практической применимости, убедившись в том, что ранее заблуждались, отдают должное гальванопластическому методу». Гумбольдт сообщает, что статуэтка И.Гете и копия античного сосуда Кертоха, изготовленные гальванопластическим методом, «вызвали всеобщее восхищение… Тонкость (молекулярная точность) получаемого осадка как туман и мировая пыль в небесных пространствах, это – душа Вашей пластики; отсюда способность ложиться на любую поверхность и проникать во все ее неровности, воспроизводить мельчайшие пятнышки, которые остаются даже от нежного прикосновения пальцем». Высокие оценки открытия Якоби были даны также Фарадеем в 1839 г., И.Я.Берцелиусом и Г.Эрстедом. Так Фарадей писал Якоби: «Пластинки, которые вы мне прислали, не только весьма приятны и лестны для меня, - они прекрасны сами по себе в теоретическом и практическом отношениях. Все, кто бы их здесь не видел, восхищались ими».
На протяжении более тридцати лет Якоби был неоспоримым научным авторитетом в области гальванопластики и электроосаждения металлов. Помимо собственных работ, он руководил исследованиями своих многочисленных учеников, его советами пользовались другие исследователи, предприятия, он оказывал содействие изобретателям и любителям-гальванопластикам. По словам самого Якоби (1842) «наблюдение за развитием гальванопластики в различных направлениях является в известной мере моим призванием». Якоби постоянно знакомил Академию Наук с новыми работами и достижениями в этой области как российских, так и зарубежных специалистов.
В России сразу же после открытия Якоби проявили большой интерес к гальванопластике. Уже с начала 1840-х годов многие в Петербурге, а отчасти и в Москве, занимались разработкой вопросов различного технического применения гальванопластики. Наибольшее внимание в первые годы уделялось усовершенствованию технологии копирования «круглой» скульптуры и применению гальванопластики в области полиграфии и художественной печати. В период с 1842 по 1844 гг. в Петербурге было издано 6 книг, посвященных гальванопластике, гальваническому золочению и серебрению. Одна из первых книг по гальванотехнике служащего типографии Университета А.Ф.Грекова, изданная в 1842 г., называется «Теоретическое и практическое руководство к золочению, серебрению, платинированию, лужению…». Само название книги и год ее издания ясно говорят о том, каких успехов достигла гальванотехника в России всего за 3 с небольшим года со дня ее открытия Якоби.
Впервые в широких масштабах в России гальванопластика была применена в Гальванопластическом отделении «Экспедиции заготовления государственных бумаг» (ЭЗГБ) в мае 1839 г. По словам самого Якоби «именно здесь гальванопластика имела свое первое промышленное применение». В Экспедиции в 1839 г. была создана первая в мире производственная гальванопластическая мастерская для размножения медных стереотипов. Внедрение гальванопластики в производство происходило здесь в государственном масштабе. Применение гальванопластических медных стереотипов позволило осуществить в России за короткий срок денежную реформу. Уже 2 января 1840 г. были выпущены в обращение новые депозитные билеты, печатавшиеся при помощи этих стереотипов. В ЭЗГБ гальванопластика применялась не только в полиграфии, но и для изготовления художественных изделий. Только за первые 20 лет работы в ЭЗГБ было осаждено около 10 тонн меди.
В 1839 г. по просьбе начальника Военно-топографического отдела Главного Штаба генерал-лейтенанта Ф.Шуберта под наблюдением Якоби был изготовлен аппарат для постановки опытов по применению гальванопластики для печатных карт.
Многие известные люди в России заинтересовались гальванопластикой сразу же после ее открытия. Так, после блестящих опытов в 1839 г. самого Б.С.Якоби гальванопластику систематически применял для изготовления медалей известный медальер, вице-президент Академии художеств России граф Ф.П.Толстой.
Князь В.Ф.Одоевский, известный русский писатель, композитор, музыкальный критик и один из зачинателей русского классического музыковедения занимался экспериментами в области гальванопластики и в 1844 г. написал книгу «Гальванизм в техническом применении». Интересно, что уже в этой книге был описан способ гальванического кобальтирования.
Другой князь, П.Багратион, племянник князя Багратиона – героя Отечественной войны с Наполеоном 1812 г., изучал процесс золочения из железистосинеродистых электролитов. В 1843 г. Багратион в присутствии Якоби провел показательные опыты по золочению, используя изобретенную им гальваническую батарею. В этом же году о работе Багратиона сообщалось в бюллетене Российской Академии Наук.
Всемирно известный физик - академик Э.Ленц, находившийся в дружеских отношениях с Якоби, не только постоянно поддерживал последнего в его исследованиях, но и с удовольствием сам работал в этом направлении. Уже в 1839 г. Э.Ленц использовал предложение Якоби и для изготовления оригиналов стал применять воск, покрытый тончайшим порошком графита. В августе того же (1839) года Э.Ленц демонстрировал в Академии Наук несколько выпуклых медных медальонов, снятых с восковых оригиналов. «Образцы, представленные г.Ленцом, возбудили удивление Академии». Э.Ленц и Б.Якоби работали совместно и в других областях; они исследовали электромагниты и впервые дали методы их расчета.
Сын академика Ленца – тоже физик, профессор Р.Ленц также работал совместно с Якоби. Так, по просьбе последнего в 1869 г. Р.Ленц, изучая поглощение газов электролитическим железом, обнаружил, что твердость и хрупкость осадков зависит от количества поглощенного ими водорода. При нагревании хрупкость осадков исчезала. По-видимому, это одна из первых работ, посвященных наводороживанию и водородной хрупкости при электроосаждении металлов, в частности железа.
Интересно, что сам метод электроосаждения железа был разработан всего за два года до исследований Р.Ленца – в 1867 г. в ЭЗГБ инженером Евгением Клейном также по инициативе Якоби. В 1869 г. Клейну совместно с Якоби был выдан в Англии патент на способ получения химически чистого электролитического железа.
Одним из первых последователей Якоби в России стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский внук Жозефины Богарне – жены Наполеона Банопарта. Этот замечательный человек, ученый и технолог прожил всего 35 лет с 1817 по 1852 г. В 1839 г. он женился на дочери царя Николая I. М.Лейхтенбергский был президентом академии художеств в Петербурге, «главнозаведующим» Горным институтом, почетным членом Петербургской Академии Наук. В начале 1840 г. он при участии Якоби организовал в царском Зимнем дворце в Петербурге (ныне Эрмитаж) хорошо оборудованную гальваническую лабораторию, в которой проводил исследования. В 1842 г. на заседании Академии Наук Якоби, делая доклад о развитии гальванопластики, демонстрировал отлично выполненные, сложные и достаточно крупные по размеру изделия, полученные М.Лейхтенбергским в его лаборатории. В 1844 г. М.Лейхтенбергский, при ближайшем участии Якоби открыл «Гальванопластическое, литейное и художественной бронзы механическое заведение» - один из первых гальванических заводов в России, в котором получили широкое промышленное применение процессы элктроосаждения меди, золота и серебра. Здесь впервые были созданы крупные заводские цеха металлопокрытий и гальванопластики, предложено первое промышленное оборудование, осуществлены гальванические процессы в широких промышленных масштабах. Гальванопластическим способом с применением медно-чеканной техники были выполнены статуи, гирлянды цветов и плоды, фигуры апостолов и ангелов, барельефы и головки херувимов для уникального в архитектурном и художественном отношениях Исаакиевского собора в Петербурге, медные кони для Большого театра в Москве, которые и сейчас его украшают, статуи и барельефы Эрмитажа и Зимнего дворца в Петербурге. На заводе были проведены также грандиозные работы по меднению, золочению, а также по серебрению. Достаточно сказать, что ежемесячно осаждали до 32 кг серебра и золотили до 440 м2 поверхности.
В 1847 г. в заведении имелось три ванны для золочения: две - вмещавшие по 1400 л цианистого электролита, и одна – на 2700 л. Источниками тока служили гальванические элементы, сконструированные самим М.Лейхтенбергским.
Гальванопластика применялась и при строительстве храма Христа Спасителя, замечательного памятника архитектуры и искусства, построенного в память об изгнании из пределов России войск Наполеона. К сожалению, этот памятник, в котором были произведения замечательных русских скульпторов, мозаистов и художников, был варварски снесен во времена культа личности. В коридорах храма, в нишах его стен было помещено 177 мраморных плит, на которых в хронологическом порядке было изложено описание 87 сражений, бывших в пределах России и за рубежом: время и место сражений, фамилии главных начальников, перечень войск и орудий, имена убитых и раненых в том или ином сражении офицеров, общее число выбывших из строя солдат, имена особо отличившихся и награжденных.
Купола и крыша храма Христа Спасителя были покрыты гальваническим золотом в гальваническом цехе М.Лейхтенбергского. Всего было покрыто около 4600 м2 поверхности, на что израсходовано около 426кг золота. Ванны, в которых производилось золочение, вмещали до 5800 л цианидного электролита каждая.
Герцог М.Лейхтенбергский сочетал в себе качества ученого, бизнесмена, технолога и инженера. Он постоянно работал над совершенствованием технологических процессов. В частности, пытался установить закономерности промышленного процесса золочения и выявить условия электролиза и состав электролита, позволяющие получать наиболее качественные покрытия. На основе этих исследований герцог сделал доклад и опубликовал в 1849 г. статью в «Бюллетенях» Академии Наук «О фабричном способе гальванического золочения в широком масштабе и некоторых сделанных по этому поводу научно-технических наблюдениях». Лейхтенбергский, по-видимому, один из первых в 1847 г. указал на электрохимический путь рафинирования меди и высказал предположение, что электролиз даст возможность из меди, содержащей золото и серебро, выделить последние.
В распространении практических знаний и в подготовке специалистов по гальванопластике и гальванотехнике особенно заметная роль в ту пору принадлежала первому в своем роде учебному заведению – гальванопластическому классу при Рисовальной школе в Петербурге, который был основан в начале 1842 г. по инициативе министра финансов России Е.Ф. Канкрина. Хорошо оборудованная лаборатория для практических занятий была размещена в двух комнатах. Все материалы, необходимые для занятий, вплоть до платины, золота и серебра, предоставлялись школой безвозмездно.
Гальванопластический класс объединил вокруг себя ряд активных деятелей Петербурга в области гальванопластики. Сам Якоби прислал для гальванопластического класса 25 экземпляров своей книги и предложил свою помощь школе, а вскоре после открытия класса прочел в ней курс гальванопластики. На 12 его лекциях присутствовало в общей сложности 1700 человек, что является ярким показателем интереса к гальванопластике. В самом же гальванопластическом классе одновременно обучалось 10-15 учеников. Заведующим классом, по рекомендации Б.С. Якоби, стал купец Ф. Вернер (немец по происхождению), энтузиаст гальванопластики и автор двух учебных руководств в этой области. Вернер жалования не получал и трудился в классе безвозмездно. За 13 лет существования гальванопластического класса Рисовальной школы в нем было обучено в общей сложности около 500 человек.
В программе гальванопластического класса видное место отводилось золочению и серебрению. Эти процессы представляли существенный интерес для многочисленных в то время мастерских и небольших фабрик серебряных и бронзовых изделий художественного характера, выпускавших всевозможные вещи комнатного убранства, церковную утварь, предметы офицерского и воинского снаряжения, бронзовые детали для мебели, экипажей и т.п. Начиная с первого же «курса», программа обучения всегда завершалась практическими занятиями, которые проводили два добровольных преподавателя: зубной врач Бриан – по золочению и майор М.Г. Евреинов – по серебрению.
Бриан один из первых в России в 1842 г. разработал процесс золочения из железистосинеродистого электролита. В этом же году владелец довольно крупной бронзовой фабрики в Петербурге Шопен также одим их первых внедрил в производство на своей фабрике гальванический способ золочения по методу Бриана. Евреинов усовершенствовал электролит Бриана и в 1843 г. по поручению министра финансов Е. Канкрина позолотил по предложенному им методу 10 тысяч серебряных медалей св. Анны общей площадью более 13 м2. Метод Евреинова применялся для золочения и в мастерской Лейхтенбергского. Евреинов также одним из первых в России в 1842 г. разработал способ серебрения.
Говоря об истории гальванотехники в России, нельзя не упомянуть имя выдающегося реформатора драматического театрального искусства – К.С. Станиславского (Алексеева). Его отец Алексеев, был совладельцем крупной золотоканительной фабрики в Москве, где был гальванический цех. В цехе золотили и серебрили ленту, изготовленную из электролитической меди. В возрасте 29 лет (в 1892 г.) Станиславский был послан отцом во Францию для ознакомления там со скоростным гальваническим золочением медной ленты. Станиславский писал отцу из Франции: «по приезде в Москву я буду знать все, и даже больше, по интересовавшим меня вопросам…Узнал также, как можно золотить без золота». По-видимому, имелась в виду латунь, т.е. сплав цинка и меди. Справедливости ради надо сказать, что впервые в России процесс латунирования был предложен Якоби еще в 1844 г. Реально же этот процесс начал применяться в ЭЗГБ в 90-х годах.
Заслуживает внимания и история с И. Гамбургером. Этот человек, по профессии стекольщик-ламповщик, изготавливал сосуды для гальванических батарей в лаборатории Якоби с весны 1838 г. Якоби, увидев интерес Гамбургера к гальванопластике (тот тайком подсматривал за работами Якоби), решил «наставлять его на правильный путь и показать ему, как браться за дело». Гамбургер оказался чрезвычайно одаренным человеком – уже в начале 40-х годов он завел собственную довольно большую мастерскую и в самый короткий срок добился замечательных успехов в гальванопластике и копировании крупной скульптуры. По-видимому, ослепленный успехом и вниманием, Гамбургер одно время даже пытался всерьез выдавать себя за изобретателя гальванопластики.
Как видно, первые десятилетия после открытия Якоби в России в основном использовалось 3 процесса: меднение, золочение и серебрение. Другие процессы стали использоваться значительно позже. Так, об оловянировании было сообщено в 1867 г., но из-за дефицита в стране олова процесс начал применяться на практике лишь в 1882 г. О гальваническом покрытии железа цинком, как о средстве, предохраняющем от ржавчины, сообщалось в одной из газетных статей еще в 1844г. Однако, в производстве цинкование стало применяться лишь в 1879 г. полковником Ковако, владельцем гальванопластического завода и основателя специализированной школы по гальванопластике в Петербурге. Здесь же впервые в крупных масштабах в 1879 г. начали применять никелирование.
Естественно, история гальванотехники в России в XIX веке далеко не исчерпывается приведенными выше сведениями. В настоящей статье мы привели, как нам представляется, только некоторые наиболее интересные сведения и факты, показывающие какой интерес к гальванопластике и гальванотехнике проявляли знаменитые и выдающиеся деятели Российской Империи. Желающих более подробно познакомиться с историей нашей специальности отсылаем к приведенной ниже литературе.
- Литература
- П.М.Лукьянов. История химических промыслов и химической промышленности России. Изд. «Наука», М., 1965, т.VI, 479 с.
- Б.С.Якоби. Работы по электрохимии. Сборник статей и материалов под ред. Акад.А.Н.Фрумкина. Изд. АН СССР, М.-Л., 1957, 304 с.
- О.И.Павлова. История техники электроосаждения металлов. Изд. АН СССР М., 1963, 128 с.