Увеличение износостойкости скважинных насосов
Вопрос.
Добрый день!
Наше предприятие называется ЗАО «Южгидросервис».
Мы находимся в Краснодарском крае в г. Кропоткине.
Наше основное занятие: торговля и сервисное обслуживание насосной продукции.
Основа нашей деятельности – скважинные насосы типа ЭЦВ для перекачки воды.
Один из основных недостатков отечественных насосов этого типа – они бояться песка.
Внутренние втулки радиальных подшипников скольжения, торцовая поверхность пяты, являющаяся частью упорного подшипника скольжения, и втулки распорные (упорные), несмотря на то, что выполнены из закалённого металла, интенсивно изнашиваются.
Сегодня перед нами стоит задача увеличить износостойкость этих деталей.
Мы перепробовали всё. Хромировали детали, делали их из твёрдого сплава, производили напыление и т.д.
Но всё это нас не устраивает. Ресурс деталей довольно мал. Они работают 1,5-2 года.
Мы вычитали, что можно многократно повысить износостойкость деталей с хромовым покрытием методом карбидизации в парах бензина.
Об этом сказано в статье Архарова В. И. и Конева В. Н. (журнал «Вестник машиностроения» №11 за 1955 г.).
Хотелось бы знать, какие технологические последствия у этой работы, где можно познакомиться с этим технологическим процессом. Где эта идея была реализована и была ли вообще воплощена в технологию? Короче говоря, мы хотели бы попробовать это внедрить у себя. Возможно ли это? Хромовое покрытие деталей мы производим. Но с процессом карбидизации не знакомы, а такое сочетание, как "бензин" и температура процесса 950—1050°С нас несколько озадачивает.
Если можете, проконсультируйте.
Со уважением,
Соколов Борис Александрович
Ответ.
Труды Архарова В.И. и Немнонова С.А. по электролитическому хрому были весьма востребованы и почетаемы в 40-е — 60-е годы в ЦНИИМе и, конечно, у меня лично. Переходя к делу, могу сообщить лишь следующее.
Из отчетов ЦНИИМа тех лет следует отрицательное отношение к карбидизации хрома применительно к эксплуатации стволов оружия. Исследования показали, что карбиды хрома имеют повышенную хрупкость; при знакопеременных и ударных нагрузках происходит их «выкалывание» и отслаивание покрытия по карбидам на границе хром-сталь. Кроме того, чем больше нагрев хрома тем больше «раскрытие» его трещин, а при температурах карбидизации 800-900°С происходит «третья» раскристаллизация гальванического хрома с резким увеличением зерна и укрупнением разломов по сетке трещин (труды Фрумера).
В этой связи был сделан вывод о неперспективности использования карбидизации хрома применительно к стволам оружия, что было подтверждено металлографическими исследованиями образцов после отстрела.
В то же время не могу исключить возможность получения положительного эффекта при работе карбидизированного хрома в условиях «простого» трения со смазкой или в коррозионных средах за счет высокой твердости карбидов хрома и их химической стойкости.
Что касается защиты от износа элементов насоса, то известен следующий факт: в США и Канаде втулки грязевых насосов, работающих при прокачке взвесей с песком и глиной, хромируют на толщину 500—800мкм способом гальванохонингования.
11.02.2011