Как достичь хорошего сцепления с хромовым покрытием поршневых колец
Вопрос.
Как можно достичь хорошего сцепления меди или олова с хромовым покрытием поршневых колец? Медь или олово наносится гальваническим путём для лучшей приработки поршневых колец.
Ответ.
Износостойкость хромовых покрытий в значительной степени зависит от способности осадков хрома к приработке. При недостаточно хороших условиях для приработки возможно "схватывание" между поверхностью хромового покрытия и металлом, из которого изготовлена сопряженная деталь. Для улучшения прирабатываемости иногда рекомендуют одну из трущихся деталей покрывать химическими пленками - фосфатными или оксидными. При пористых хромовых покрытиях улучшение прирабатываемости пары пористый хром - сталь в некоторых случаях достигают путем покрытия поверхности пористого хрома электролитическим оловом (около 10мкм). Осаждение олова производится из обычных сернокислых электролитов. Эти методы применяются относительно мало. Наилучшим способом, облегчающим приработку хромированных деталей, является нанесение на износостойкий хром мягкого хромового покрытия из тетрахроматного электролита. В этом случае, когда износостойкое хромирование велось "в размер", нанесение мягкого покрытия осуществляется сразу же после электроосаждения твердого хрома. В случае же, когда первый слой покрытия должен шлифоваться для придания ему необходимой геометрической формы и качества поверхности, нанесение покрытия из тетрахроматного электролита ведется после окончательной обработки износостойкого слоя. Внешнее покрытие из тетрахроматного электролита должно иметь толщину от 0.5 до 5 мкм и наносится с предварительной обработкой в электролите хромирования на аноде при 25-35 А/дм2 в течение 10-20 сек. Затем деталь переключается на катод и хромирование ведется, начиная с минимальной плотности тока в течение 5 мин. до требуемого значения.
к.х.н. Л.Н. Солодкова
19.05.2008